Особенности декоративного оформления кованых изделий
Как вы уже наверняка знаете, кованые изделия нашли себе широкое применение в быту в качестве элементов декора интерьера. Для того, чтобы они гармоничней вписывались в окружающую обстановку, их часто подвергают гравировке. Это помогает сделать их более утончёнными, изысканными.
Гравировка, как способ обработки металла, используется уже несколько столетий подряд. В современном мире гравирование осуществляется несколькими способами. Самыми популярными и доступными являются три из них: механическая гравировка, химическая гравировка и электрическая гравировка. Специалисты и настоящие ценители предметов искусства единогласны в своем мнении: самые красивые и интересные результаты даёт именно ручная гравировка (её ещё часто называют резцовой). Правда, этот способ является наиболее дорогим из всех озвученных.
Для того, чтобы нанести на кованое изделие рисунок ручным способом, потребуются специальные инструменты, которые изготовлены из легированной стали. В частности, понадобится штихель. Существует очень много его разновидностей, которые отличаются друг от друга рисунком, полученным в результате поперечного его рассечения. А уже в зависимости от параметров рисунка (его сложности и общей площади) будет зависеть и то, как именно его необходимо применять на практике. Также придутся кстати пуансоны, зубильца и другие инструменты. Все работы проводятся только по предварительно закалённой поверхности.
Перед тем, как начать работу, кованое изделие следует тщательно обработать (на поверхности должны отсутствовать царапины, неровности, зазубрины и другие мелкие дефекты), а затем надёжно закрепить так, чтобы во время процедуры оно оставалось полностью неподвижным. Для закрепления можно применять сургуч или что-либо посерьёзнее: шаровые тиски.
Последовательность действий кузнеца выглядит следующим образом: закрепляет деталь, шлифует её поверхность, полирует (обычно для этой цели используется паста ГОИ), и уже после этого наносит рисунок. Предварительно готовят эскиз будущего рисунка, а затем при помощи карандаша переносят на поверхность изделия (в некоторых случаях карандаш заменяют чёрной тушью, но с ней сложнее работать). Когда контуры нанесены, по ним проходятся прочной иглой – другими словами, выцарапывают его на поверхности. Канавки, которые появились в результате такого царапания, заполняют контрастом – подготовленной краской. И только после этого можно приступать непосредственно к гравировке.
В принципе, у каждого мастера имеются свои приёмы и секреты по поводу того, как именно наносить рисунок или выцарапывать канавки на кованых изделиях. В любом случае, они придерживаются нескольких незыблемых веками правил, которые позволяют в конечном результате получить качественное и красивое изделие.
Но, как говорится, не гравировкой единой. Помимо неё, в ходу у кузнецов также скань (припаивание металлической проволоки, которая образует всевозможные узоры), зернь (припаивание мелких шариков – зёрен), просечка (высечение узоров на поверхности листового металла).
Независимо от того, будет ли подвергаться кованое изделие гравировке, его в любом случае будут шлифовать и полировать для того, чтобы оно приняло товарный вид (даже в том случае, если будет использовано искусственное состаривание).
Комментариев нет.