Формат JPG — Жан-Поль Готье
Enfant terrible мировой моды в обычной жизни оказывается скромной и ироничной личностью. А еще — талантливым рассказчиком. О таком собеседнике мечтаешь за обедом в каком-нибудь уютном европейском ресторанчике — тонкие шутки и обезоруживающая искренность подсластят любую трапезу. Он смотрит в будущее с азартным оптимизмом и выглядит лет на 20 моложе своего фактического возраста. Готье признается, что верит в судьбу и даже гадает себе иногда на картах Таро. Кстати, его успех на поприще моды много лет назад предсказала бабушка, профессиональная гадалка и ясновидящая.
Шаг навстречу
«Все началось с плюшевого мишки», рассказывает Готье во время интервью с Джесс Вуд, моей коллегой из британского Marie Claire. Он вспоминает, что с самого детства чувствовал себя мини — взрослым — во многом потому, что так его воспитывали родители. Они хотели видеть Жан-Поля «спокойным, рассудительным, умненьким ребенком». «Конечно, мама с папой ни в какую не желали покупать мне куклу, поэтому пришлось превратить в нее медвежонка: я пошил для него конусообразный лиф, приделал золотые волосы и брови, придумал свадебное платье…» Ему бы не дали сделать и этого, если бы не любимая бабушка, которая заступалась за внука и тайно поощряла его страсть к прекрасному. Однажды, когда родителей не было дома, она позвала мальчика к телевизору, где шла программа о моде. На следующий день, вдохновленный увиденным, Готье нарисовал на школьном уроке свой первый эскиз с красивой девушкой — моделью. И — как назло, его тотчас же выхватил учитель. Чтобы отбить у ребенка охоту рисовать принцесс во время занятий, он прицепил рисунок Жан-Полю на спину и заставил его пройтись по классу. И, как это часто бывает в жизни, желая научить одному, ненамеренно преподал совершенно другой, куда более ценный урок. Видя, как смеются над ним дети, Готье понял, что нашел путь к принятию: «Другие ребята не хотели со мной общаться: я не умел ничего «мальчишечьего», был постоянно напуганным, скованными вдруг неожиданно оказался в центре внимания, сумел всех развеселить». Он продолжил свой «крестный ход» по комнате, только уже другой, театральной, нарочито забавной походкой.
Начиная с подросткового возраста, Готье стал рассылать свои эскизы знаменитым стилистам и дизайнерам. Первым откликнулся Пьер Карден: «Мне было 18 лет, когда я пришел к нему работать, и он научил меня всему, что знал сам». Спустя шесть лет, в 1976 — м, Жан-Поль представил свою дебютную коллекцию и открыл собственный Дом моды. Его авангардные и дерзкие творения поначалу пришлись по вкусу лишь узкому кругу оригиналов, однако с каждым годом популярность Готье росла. Существенную роль в этом сыграли Катрин Лардо и Клод Бруэ, главный редактор и шеф-редактор французского Marie Claire, с легкой руки которых вещи дизайнера стали активно использоваться в фотосессиях журнала.
Другой стандарт
В 1985 году он представил свою первую, «шоковую», мужскую коллекцию: все манекенщики были одеты в юбки. «У меня никогда не было цели эпатировать публику, вспоминает Жан-Поль тот показ. Называть эту коллекцию намеренной провокацией неправильно. Просто мужчины менялись, и их взгляды становились более свободными. Проявление женственности уже не считалось чем-то зазорным. Одеваться, чтобы выглядеть соблазнительно, это дамский прием. Женщины давно носили брюки, и мужчинам также пришла пора ввести в гардероб юбки». Сам Готье подавал заразительный пример, появляясь на публике в самых различных образцах: мини, миди, макси, килтах, прозрачных, плотных, ассиметричных, с принтами… Впрочем, внимательно присмотревшись, можно уловить скрытый смысл этой «пропаганды»: такие идеальные ноги просто нельзя оставлять незамеченными.
Два других знаковых предмета его Дома — конусообразный лиф и тельняшка. Знаменитое бюстье было сшито по заказу Мадонны, которой требовался сногсшибательный наряд для ее первого серьезного тура Blond Ambition 1990. Сейчас это один из самых тиражируемых образов в мире, а нижнее белье в качестве верхнего «классический», регулярно возвращающийся в моду тренд. Кстати, Мадонна вполне могла бы стать миссис Готье: «Я делал этой женщине предложение целых три раза. Но, видимо, моя фамилия показалась ей трудной в написании, в произношении и не достаточно громкой. Я думаю, именно поэтому она мне и отказала».
Самобытность и нестандартное мышление дизайнера проявляется во всем, начиная от кроя одежды и заканчивая кастингом моделей. На его шоу по традиции обязательно будет «гадкий утенок», и не один. Какие только модели не выходили у Готье на подиум: старые, беременные, лысые, в пирсинге и татуировках, транссексуалы, толстые…
«Я делаю это для того, чтобы показать: мода — для всех. Эталон красоты не один, их множество». Готье высоко ценит индивидуальность. А еще любит играть с тендерными стереотипами. Какое-то время на его показах регулярно появлялась маскулинная панкерша Омахира Мота, сейчас в фаворитах дизайнера — андрогинный и утонченный Андрей Пежич, демонстрировавший платье невесты на шоу весна/лето 2011. Все, что противоречит условностям, не вписывается в общепринятые рамки и бросает вызов, это формат JPG.
«Я бунтарь только в профессии. В моде надо быть мятежником, чтобы привлечь внимание», говорит Готье. Он не любит давать интервью и избегает разговоров о личной жизни. Его большая любовь и партнер по бизнесу, Франсис Менуж, скончался в конце 80 — х от СПИДа. Он оказал огромное влияние на дизайнера: Готье признается, что ему никогда не хватило бы смелости, чтобы открыть свой Дом моды, если бы не поддержка Франсиса. После того как Менужа не стало, Жан-Поль собирался насовсем уйти из моды, однако от подобного шага его удержала мысль о том, как огорчило бы это любовника. «Когда умер мой бойфренд, мне необходимо было найти какую-то альтернативу личной жизни. Тогда я начал делать couture, работать с музыкантами, создавать костюмы для фильмов…» Другими словами, у него не было серьезных отношений с тех пор.
А вот карьера становилась все более и более увлекательной. Готье расширил свою сферу влияния на шоу-бизнес: «Обожаю работать на других, это заряжает меня энергией и вдохновением. Когда я создаю свои коллекции, то сам себя контролирую. Образно говоря, именно я пишу сценарий и выступаю в роли режиссера. А вот когда работаю для кого-то, то могу предложить свои взгляд на чужой сценарии, поиграть с ним. Я люблю наблюдать, как организуют свою работу талантливые люди, например, Мадонна или Педро Альмодовар, и учиться у них». Готье разрабатывал костюмы для туров Мадонны Drowned World и Confessions Tour, наряды для Мэрилина Мэнсона, Кайли Миноуг и Милен Фармер, а также выступал директором по костюмам фильмов «Пятый элемент», «Кика» и «Город потерянных детей». Руководствуясь желанием заниматься лишь творческой фазой процесса, он продал часть своего бренда компании Hermes, оставив за собой пост арт — директора, а в 2003 году стал также и арт — директором Hermes, проработав на этой должности семь лет.
Интересно, чувствует ли себя Жан-Поль Готье хотя бы немного более серьезным и повзрослевшим на пороге 60-летия? «Ну да, наверное, я больше не «ужасный ребенок»… Стал как-то толстоват для этого прозвища!»
Оставьте отзыв: