Сфера защиты прав потребителей
Защитой прав потребителей называется комплекс мер, которые реализует государство и которые направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения, возникающие между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, и включает в себя установленные конкретные права потребителей, формы возможных нарушений прав и способы их защиты, и также ответственность за нарушение прав потребителей.
Стоит заметить, что нормы, регулирующие права потребителей как таковые, появились ещё в XVIII веке до нашей эры в Законах Хаммурали. Это самый первый в истории Кодекс сводов законов, один из древнейших законодательных памятников мирового наследия.
Сфера защиты прав потребителей
Нормативным актом, которым регулирует отношения по защите прав потребителей, является «Закон о защите прав потребителей». Большая часть потребностей потребителей обеспечивается фактом приобретения товаров. Однако в наше нестабильное время инфляции, задержки заработной платы, ей снижения и общего снижения уровня жизни, каждому потребителю очень важно, чтобы его права были надёжно защищены. Потребитель должен быть уверен в том факте, что он получает достоверную информацию о товаре, который приобретает, что этот товар качественный, не несёт опасности для его здоровья и жизни и что в случае возникновения спорных вопросов он имеет право отстаивать свои интересы, в том числе и в органах судебного исполнения.
На государственном уровне защиту прав потребителей осуществляют различные органы власти. Далее приведён список этих органов:
- местные госадминистрации,
- комитеты по защите прав потребителей,
- комитет по стандартизации, метрологии и сертификации,
- органы санитарного надзора,
- антимонопольный комитет,
- суд.
Государственный комитет по защите прав потребителей осуществляет государственный контроль над тем, чтобы на законодательном уровне соблюдалась защита прав потребителей в местных и центральных органах исполнительной власти, предприятиями, организациями, независимо от того, какую они имеют форму собственности.
Потребитель имеет право на:
- надлежащее качество товаров и услуг;
- гарантийные обязательства производителя;
- безопасность товаров и услуг;
- имущественную ответственность за тот вред, что причинён товарами (услугами, работами) ненадлежащего качества;
- информацию о товарах и услугах;
- обмен и возврат товара;
- судебную защиту своих прав.
При нарушении своих прав, потребитель имеет право подать иск по месту жительства или по местонахождению ответчика, либо по месту выполнения договора или нанесения ущерба. Одновременно с удовлетворением требований потребителя, суд решает вопрос о возмещении потребителю морального ущерба.
Также потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.
Регина Липнягова специально для potrebitel.ua
Здравствуйте.Я купил дверь
входную ,заплатил за установку.На
момент установки меня не было
дома.Вечером прийдя с работы,я
обнаружил,что дверь не отрегулирована,
везде щели и болтается.Прийдя в
магазин попросил ,чтобы приехали
отрегулировали ,жду уже неделю.Опять
пошел в магазин
сказали,некогда.Подскажите что делать?
Или куда мне обратится?Пожалуйста
помогите.Заранее благодарен.