In love with Dior
Когда деревья были большими, я — несовершеннолетней, а в моде — накладные ногти, родители подарили мне вместо джинсов «на бедрах» книгу по истории Дома Dior, где на две сотни страниц было ровно восемь картинок — вклеек. С того времени границы моего гардероба значительно расширились, а количество книг, посвященных диоровским людям, платьям и мероприятиям, на полке увеличилось ровно в четыре раза. Но это отнюдь не утолило интерес к истории марки. Минувшей весной, во время Недели моды, я неслась под дождем через весь Париж, чтобы успеть до закрытия универмага Le Bon Marche, где проходила выставка Dior. А уже летом мне выпала командировка в Москву, которая пришлась как раз на время проведения нашумевшей выставки «Диор: под знаком искусства» в Пушкинском музее. Спасибо случаю, хотя ради данной выставки я бы отправилась в столицу России и вне запланированного визита. Это того стоило! Даже если кто-то, как и я, не обратил внимания на аудиогид в форме палеты теней, без нового знания он точно оттуда не ушел. Не хочу звучать как третьекурсница Массачусетского технологического университета: но вот вы знали, что мсье Диор каждую модель платья Haute Couture сначала создавал в белом цвете? Только так можно было проконтролировать идеальную посадку плеча, а также формирование складок и драпировок. Я об этом узнала в зале ателье с манекенами — скульптурами.
В наш многозадачный век, когда уход из моды малолетней блогерши Тави Гевинсон способен наделать в Интернете много шума, сложно представить, что Кристиан Диор прославился только в 42 года. Но давайте попробуем мыслить категориями той эпохи, когда еще не существовало прет — а — порте, а вся мода была рассчитана на взрослых. Вот смотришь на платье коллекции 1955 года и понимаешь, что его более дешевой масс — маркет — копии просто не могло существовать. Соответственно, девушка, которая в свои 25 носит короткие джинсовые шорты и леопардовые лоуферы, ест «Цезарь» и читает каждое утро стрит — фэшн — блог, не смогла бы его носить. Более того, у нее даже не было бы никаких шансов узнать о его существовании.
Еще во время учебы будущий известный модельер проникся миром моды. К 20-ти годам он, парень из достойной и обеспеченной семьи, уже влился в богемную тусовку и плюнул на чаяния родителей, надеявшихся, что мальчик вырастет дипломатом. Юноша открыл на пару с другом свою арт — галерею и вел расслабленный образ жизни. Потом ему пришлось очень трудно. Смерть матери и разорение отца не только вогнали молодого человека в депрессию, но и заставили закрыть галерею. Ему нужно было банально зарабатывать деньги, что он и делал, с успехом продавая свои иллюстрации модным журналам.
Потом была война. Чтобы остаться в бизнесе, французские Дома не считали зазорным одевать жен немецкого офицерского состава. А Кристиан как раз в 1942 году вернулся к искусству, устроившись на работу в парижский салон к кутюрье Люсьену Лелонгу. Но вся эта длинная история, по сути, большой пролог к главному выходу дизайнера Диора.
В 1947 году все было строго. Мода — мужественная, не далеко ушедшая от военной формы и перешитых на женскую фигуру мужских пиджаков. Ткани — мало. Использовать ее было принято рационально: не хватало даже на производственные нужды, не то, что на баловство, вроде модных платьев. И среди всего этого разгрома Кристиан Диор, который при помощи друга и большого текстильного промышленника Марселя Буссака показал свою первую коллекцию.
Это было против правил. Чтобы вы понимали, на пошив юбки для платья Dior могло уйти до 70 метров ткани. А объем ручного труда, количество вышивки и нанесенных вручную рисунков… Считать страшно! Женщины выглядели в таких нарядах чрезвычайно романтично: у них появились талия, каблук — рюмочка и покатые плечи. Но дамы не сразу оценили подарок Диора. Это мы только рады примерить юбку в пол, а тогда еще неизбалованные мини жительницы Парижа агрессивно протестовали против очередного удлинения подола, которое предложил Дом Dior. Впрочем, возмущались они недолго. Вот только у самого Кристиана Диора для триумфа было всего десять лет.
После смерти основателя Дом возглавил любимый помощник Кристиана — 21 — летний Ив Сен — Лоран, пробывший всего три года на этой позиции. Эстафету перехватил Марк Боан, ставший для Dior чем-то вроде королевы Виктории — его царствование продолжалось 29 лет! А в 1989 году Боан уступил свое место Джанфранко Ферре, которого в 1997 — м сменил Джон Гальяно.
Каждый новый дизайнер много экспериментировал на диоровские темы. Особенно это касалось путешествий: горный Китай, Испания, Япония, Ближний Восток, Россия, Африка — атлас архива Дома охватывает экзотические мотивы практически всех широт. Отдельная история — звезды. В роскошном платье Dior не увидишь случайных певичек. Ни одна знаменитость не вызывает вопросов, и каждой из них Дом гордится. В свое время Элизабет Тейлор, Рита Хэйворт, Мэрилин Монро, сегодня Шарлиз Терон, Марион Котийяр, Кейт Мосс, Жизель Бундхен, члены европейских аристократических семей, принцессы, наследницы восточных султанатов, жены президентов — самые благородные представители света появляются в Dior. А с сентября бутик старейшего французского бренда откроется и в Киеве.
Интересно как ему вообще позволили развернуться в скупые послевоенные годы.