Рубрика Авто / Пост "Как работает сабвуфер, установка сабвуфера в авто"

Как работает сабвуфер, установка сабвуфера в авто

24 Май 2016

Автомобильный сабвуферАвтомобильную аудиосистему более-менее приемлемого уровня сложно представить без сабвуфера, будь то простой апгрейд штатной «балалайки» или установка крутого мультимедиа, это практически азбучная истина. Но что на самом деле представляет собой внешняя звуковая карта (http://elmir.ua/sound_cards/_1lI-D9l/) или автомобильный сабвуфер и как он работает, знают далеко не все. Это мы сегодня и попробуем выяснить.

Как заставить динамик басить?

Итак, ты наконец — то решился и купил себе сабвуферный динамик. Разочарую, но в том виде, в каком ты достал его из коробки, толку от него пока еще ровно ноль. Потому что если ты подключишь его к усилителю, то он будет излучать и передней, и тыльной стороной своего диффузора одновременно. Причем когда перед диффузором создается давление, позади него будет разрежение, и наоборот. То есть он будет гонять вокруг себя воздух и баса ты не услышишь. Что же делать? Без паники, все не так уж и сложно: надо изолировать друг от друга излучение передней и задней сторон диффузора, установив динамик, например, в корпус. Это называется «обеспечить динамику акустическое оформление». Самое простое — закрытый ящик. Такой сабвуфер считается одним из самых «правильных», потому как кроме диффузора звук в нем больше ничто не излучает.

Поющие дырки

В сабвуфере типа «закрытый ящик» динамик сжимает и разжимает воздух внутри корпуса, можно сказать, впустую. А как заставить его работать? Оказывается, это возможно, если, например, в стенке корпуса сделать отверстие и вставить в него трубу. Это станет называться фазоинверторным акустическим оформлением, а сама труба будет именоваться портом. Работает все это хозяйство примерно так: когда динамик сжимает внутри корпуса воздух, то он устремляется через порт наружу. Но поскольку порт заметно меньше корпуса, воздух внутри него будет обладать заметной упругостью, и наружу этот фронт высокого давления выйдет с запозданием. За это время диффузор динамика уже снова пойдет вперед, его излучение сложится с «выхлопом» из порта, и мы получим самое настоящее акустическое усиление. Большое преимущество такого сабвуфера в том, что от одного и того же усилителя он будет играть громче, чем саб в закрытом корпусе. Но есть у него и недостаток: раз уж излучает в нем не только диффузор динамика, но еще и порт фазоинвертора, то идеальное совпадение будет только в очень узкой области частот, а значит, при малейшем просчете велик риск получить нечеткий «ухающий» бас.

Где поставить?

Интересно, как бы все отреагировали, если бы ты пришел на какой-нибудь концерт и уселся спиной к сцене? Ручаюсь, как минимум удивились бы, но, скорее всего, просто покрутили бы пальцем у виска. Потому что какой кайф слушать музыку спиной? А вот в машине почему-то большинство считают, что динамики далеко в задн…, нет, не там, а в задней полке — это вполне нормально. Ладно, пускай так считают, но ты знай, что основная акустика всегда должна быть расположена впереди. Сзади же можно поставить либо тыловую подзвучку, которая будет лишь дополнять фронтальную акустику, либо сабвуфер.

Про то, как расположить динамики, мы еще при случае поговорим, а пока кое-что проясним про сабвуферы, раз уж начали про них.

Задача любого сабвуфера — излучать только самые низкие частоты, могучий и громоподобный бас. А на низких частотах, если еще не забыл школу, длина звуковой волны самая большая. Но вся фишка в том, что начиная с определенной частоты звуковая волна перестает «умещаться» внутри салона, и сабвуферный динамик начинает не просто излучать звуковые волны как большая колонка на стадионе, а работает как поршень в цилиндре, «качая басы» практически одновременно по всему объему салона. Это и есть главная причина, по которой саб обычно хорошо приживается в багажнике, но при этом звучит не отдельно сам по себе, а удачно «встраивается» в звучание системы.

Итак, сегодня мы рассказали, как работают автомобильные сабвуферы. В следующий раз поговорим о том, как правильно выбрать, подключить сабвуфер, а самое главное — настроить его так, чтобы он не истошно колотил в багажнике сам себе на уме, а добавлял бы в музыку сочного низкочастотного драйва.

Оцените статью в своем блоге

Оставьте отзыв: